Томские эксперты проекта «За честные закупки» предотвратили использование неконкурентных подходов при распределении бюджетных средств на ремонт дорог

5033

Общественники проанализировали практику, связанную с неконкурентным и неэффективным распределением средств на ремонт дорог муниципальными подрядчиками, в том числе по проекту «Безопасные и качественные дороги».

Поводом для детального анализа послужили многочисленные публикации СМИ, жалобы граждан, результаты проверок Счетной палаты Томска, которые легли в материалы уголовных дел, возбужденных прокуратурой по нарушениям, допущенным при ремонте дорог субподрядными организациями. Нарушения в основном касались завышения субподрядчиками объемов работ, оплачиваемых за счет средств бюджета, их ненадлежащего качества.

ОНФ обратил внимание местных и региональных властей на данную проблему еще в 2017 году. По итогам региональной конференции были направленны властям предложения с просьбой разработать и принять комплекс мер для ограничения возможностей руководителей муниципальных заказчиков в части неконкурентного распределения средств на субподряды по ремонту улично-дорожной сети в Томске. В 2018 году общественники направили повторные предложения на этот счет в адрес администрации области и города, а также обратили внимание контрольно-надзорных органов на признаки «серых схем», которые использовались при дорожном ремонте в Томске.

«В ходе мониторинга закупок и оценки состояния дорог, мы столкнулись с ситуацией, при которой муниципальное предприятие «Спецавтохозяйство» получало подряд на ремонт дорог от профильного городского департамента и контролировало существенные объемы работ. При этом практически все работы на сотни миллионов рублей отдавались на субподряд определенным компаниям без конкурентных процедур. При такой «серой» схеме терялись и бюджетные деньги, которые можно было бы сэкономить в ходе аукционов, и время, которое расходовалось на формальные процедуры», — рассказал сопредседатель регионального штаба ОНФ в Томской области, координатор проекта ОНФ «За честные закупки» в Томской области Константин Юденко.

По мнению экспертов ОНФ, практика, при которой средства муниципального предприятия, полученные на ремонт дорог, работали «на карман» отдельных юридических лиц, что мешало развитию рыночных механизмов.

Как считают томские общественники, подобная схема прямо противоречит и позиции Президента РФ. В апреле 2018 года Президент России Владимир Путин на заседании Государственного совета по вопросу развития конкуренции высказал озабоченность монополизацией рынков государственными и муниципальными предприятиями, и как следствие, картелизации конкурентных сфер экономики, подрывов предпринимательской инициативы и стимулов к открытию своего дела.

Только за последние три года УМП «Спецавтохозяйство» передало на субподряды работы по ремонту дорог на сумму свыше 750 млн. рублей, ремонтируемых в том числе по приоритетному проекту «Безопасные и качественные дороги». Муниципальное предприятие использовало, в рамках 223-го ФЗ, так называемые прямые закупки у единственного поставщика, когда без всякой конкуренции самостоятельно выбирался конкретный субподрядчик, заключался договор с нужным исполнителем без рассмотрения конкурирующих предложений. Хотя в этом не было никакой целесообразности.

Во-первых, с компаниями, которые выполняли субподрядные дорожные работы, контракты заключались по начально-максимальной цене. Во-вторых, в ходе исполнения контракта, зачастую с субподрядчиками подписывались дополнительные соглашения, которые порой увеличивали суммы по контракту на несколько десятков миллионов рублей. А источником финансирования в многих контрактах, полученных муниципальным унитарным предприятием, выступали средства и федерального бюджета», — отметил Константин Юденко.

При анализе закупочной деятельности муниципального предприятия томские активисты ОНФ выявляли вопиющие случаи распределения дорожных подрядов при данной «серой» схеме. Так, в ходе мониторинга закупок эксперты ОНФ обнаружили, что в 2018 г. УМП «Спецавтохозяйство» в очередной раз заключило прямые договора с единственными поставщиками. Один из контрактов стоимостью более 100 млн. рублей был отдан на субподряд фирме, зарегистрированной за месяц до подписания договора, с уставным капиталом в 20 тыс. руб. и юридическим адресом в жилой квартире. Соответственно, у нее не было опыта ремонта дорог.

По такой неконкурентной схеме компания получила деньги на ремонт дорог по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги». Позднее на дорогах, которые ремонтировала данная фирма, активисты ОНФ выявили существенные дефекты. При этом учредители данной компании ранее, в 2016 году, таким же образом получили от муниципального предприятия около 70 млн. рублей на ремонт дорог на другую организацию с таким же названием. После того, как дорожный ремонт был завершен, и бюджетные деньги были выплачены, компания прекратила свою деятельность, видимо, забыв, про предусмотренные гарантийные обязательства сроком четыре года на выполненные работы.

В текущем дорожно-строительном сезоне УМП «Спецавтохозяйство» не участвует в системе распределения подрядов на ремонт дорог в Томске.  Объекты по приоритетному проекту «Безопасные и качественные дороги» будут ремонтировать подрядные организации, заявившиеся на аукционы в рамках 44-го ФЗ. В свою очередь эксперты ОНФ усилят контроль и за ходом ремонтных работ, и за состоянием дорог, находящихся на гарантии.

«Мы считаем, что системная раздача муниципальными заказчиками подрядов на ремонт дорог без конкурентных процедур должна быть прекращена. Мы и впредь будем обращать внимание на подобные факты органов власти и контрольно-надзорных ведомств», — подчеркнул Константин Юденко.

 Максим Быков
Ушайка.Ру