Народный фронт и Минпромторг проведут разъяснительную работу по процедурам обмена и возврата обуви

1483

В ОНФ прошел круглый стол по вопросам маркировки детской обуви, а также сложностями, с которыми столкнулись потребители, производители и дистрибьюторы. Прежде всего, родителям неудобна процедура обмена купленной обуви, которую часто приходится оформлять как возврат и ждать, когда вернутся деньги. Как помочь гражданам, – эксперты проекта ОНФ «Материнская платформа «Время рожать» и активисты Общероссийской общественной организации поддержки материнства и детства «Совет Матерей» обсудили с представителями Минпромторга, операторами программы по маркировке, производителями, дистрибьюторами детской обуви, розничными продавцами, представителями экспертного сообщества и региональными экспертами ОНФ.

Напомним, с 1 июля 2020 г. обувная продукция, в том числе и детская обувь, подлежит обязательной маркировке штрихкодом Data Matrix, а все участники обувного рынка обязаны взаимодействовать с системой национальной маркировки «Честный Знак». Это позволяет проследить весь путь движения обуви: от начала производства до покупателя.

«Родители поддерживают введение маркировки, поскольку им хочется приобретать для детей качественную обувь, а не такую, «которая разваливается через 2 месяца», – отметила федеральный куратор Общероссийской общественной организации поддержки материнства и детства «Совет Матерей» Елена Данилевская.

Маркировка действительно помогает бороться с контрафактной продукцией. Так, за 2020 г. было изъято немаркированной обуви на сумму более 600 млн. руб. Выявлены нарушения в продаже 350 тыс. пар обуви. За 2021 г. изъято немаркированной обуви на сумму 710 млн руб., выявлены нарушения продажи 596 тыс. пар обуви.

Однако действующая система маркировки обувных товаров затрудняет функцию обмена товара – продавцы предлагают покупателям оформлять процедуру возврата. Это противоречит п. 1 ст. 25 закона «О защите прав потребителей». Проект «Материнская платформа «Время рожать» в августе провел мониторинг возможности обмена-возврата маркированной обуви в розничных магазинах. В нем приняли участие почти 750 респондентов из 19 субъектов страны. Оказалось, что 62,5% магазинов осуществляют обмен маркированной обуви посредством оформления возврата. И только в 37,5% магазинов возможно обменять маркированную обувь сразу, не прибегая к оформлению возврата с покупателем.

Ждать возврата денег родителям не всегда удобно, у них может быть ограничен бюджет, и сейчас, например, не за горами 1 сентября, когда ребенка нужно одеть к школе, отметил заместитель руководителя Исполкома ОНФ по экспертно-аналитической работе и координации тематических площадок Арсений Беленький.

Заместитель директора Департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России Олег Тухватуллин рассказал, что вопрос прорабатывался ведомством совместно с Федеральной налоговой службой. «Технических трудностей, связанных реализацией данного процесса в системе маркировки, нет. Это больше вопрос применения контрольно-кассовой техники, понимания этих процессов и положений законодательства конкретным участником розничной торговли, который осуществляет реализацию обувных товаров», – пояснил он.

Директор по маркетингу АО «Егорьевск-обувь» Андрей Капуста также отметил, что в законе «О защите прав потребителей» обмен прописан, а с точки зрения кассовой дисциплины обмена не существует – есть возврат. Поэтому здесь нужна совместная работа с ФНС.

Поскольку проблема в правоприменении, нужно проинформировать участников рынка, как оказывать услугу потребителю качественно, чтобы у него не возникало никаких вопросов, отметили эксперты. Заместитель руководителя АНО «Российская система качества» (Роскачество) Ольга Шанаева предложила задействовать для этого, в том числе, площадку Роскачества, чтобы работать как с потребителями, так и производителями, а также продавцами товаров.

Президент сети магазинов «Кораблик» Алексей Зуев добавил, что если покупатель принес обратно товар, покупку которого он оплатил по карте, то долго возвращают деньги именно банки. «Хотя технически они могли бы это делать в течение 5-15 минут. Тогда проблема с возвратом будет решена», – уверен Зуев.

«Широкий диалог с потребителями, производителями, представителями министерства, общественных организаций позволяет выстроить работу так, чтобы она была максимально эффективной. Призываю коллег его продолжать. Народный фронт и Минпромторг проведут необходимую работу по разъяснению процедуры, чтобы обмен обуви не доставлял хлопот потребителям, в первую очередь мамам, которые покупают товары для детей», – резюмировал эксперт ОНФ Арсений Беленький.

Редакция Ушайка.Ру