Эксперты ОНФ оценили возможности развития страхования ОСАГО

1320

В Общероссийском народном фронте состоялось экспертное совещание рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» на тему «Расширенное возмещение убытков по ОСАГО». В мероприятии участвовали представители страхового сообщества, автолюбители и эксперты.

В августе 2020 г. прошел очередной этап реформы ОСАГО, результатом которого стала возможность индивидуального определения цены полиса для автомобилистов рыночным методом в рамках тарифного коридора, границы которого оказались очень широкими. Фактически регулирование тарифов государством в части страхования ОСАГО прекратилось. По итогам прошедших девяти месяцев цена на полис ОСАГО для большинства страхователей не только не выросла, чего опасались многие эксперты, а даже снизилась из-за конкуренции между страховыми компаниями. Выросли тарифы для высокоаварийных рисковых сегментов, таких как такси и каршеринг, также цена полиса ОСАГО выросла для молодых и неопытных водителей. Конфликтность страхового взаимодействия по ОСАГО находится на исторически минимальных значениях. В целом реформа оказалась успешной, поэтому на экспертном совещании обсуждались пути дальнейшего развития ОСАГО.

«Реформа ОСАГО вывела автомобилистов из эпохи средневековья. Индивидуальные тарифы поддерживают 72 процента страхователей, 88 процентов – считают продукт финансово доступным, но людям требуется большая гибкость и поощрение добросовестных водителей возможностью увеличения возмещения, дальнейшего очищения тарифов от излишних коэффициентов, которые никак не связаны с добросовестным вождением. Между доступным ОСАГО (около 40 млн полисов) и КАСКО (около 3 млн полисов) слишком большая пропасть в плане потребностей и решения», – отметила руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.

Рабочая группа ОНФ «Защита прав автомобилистов» провела перед экспертным совещанием опрос среди 826 автомобилистов. 78% респондентов хотели бы, чтобы ОСАГО было гибким и настраиваемым, а при формировании полиса присутствовали дополнительные опции, которыми автомобилист сможет воспользоваться по своему желанию. Кроме того, другой аналогичный опрос, в котором приняли участие 876 автомобилистов, показал, что 52% респондентов хотели получить через ОСАГО возможности страхования именно своего имущества, жизни и здоровья.

В том числе это желание обусловлено тем, что в прошедшем зимнем сезоне автовладельцы в ряде регионов страны жаловались в соцсетях на причинение вреда автомобилям из-за недостатков в работе городских служб (коммунальных, дорожно-строительных), которые допускают появление многочисленных ям на дорожном покрытии, а также повреждают транспортные средства либо прямо во время выполнения работ, либо косвенно из-за бездействия (неубранный снег, упавший мусор, сорвавшиеся сосульки и наледь, упавшие деревья).

За 2020 г., по данным Российского союза автостраховщиков, из-за ущерба автомобилям вследствие ненадлежащего содержания улично-дорожной сети и придомовых территорий было зарегистрировано 15 765 обращений по КАСКО, в том числе из-за некачественной уборки снега и наледи, падения строительного мусора, снега и наледи с крыш зданий, падения деревьев на автомобили – 1659 обращений.

«Жилищник» и другие управляющие компании, ответственные за придомовую территорию многоквартирного дома и ее содержание, практически никогда не несут ответственность перед третьими лицами. Управляющие компании не закладывают в бюджет страхование ответственности на случай инцидентов с автомобилистами, что помогло бы избежать траты времени на суды и снизило расходы. При отсутствии КАСКО (а такой полис в стране имеют всего около 7% автомобилистов) автомобилисты вынуждены обращаться в суд. И оплата ремонта авто, услуг юриста, оценщика происходит за свой счет с надеждой на возмещение средств где-то примерно через год», – рассказал координатор рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов.

По мнению экспертов ОНФ, помочь автовладельцам сократить время получения компенсации в подобных случаях может расширение возможностей страхования.

«После установления виновника – собственника объекта или территории, на которой произошло повреждение автомобиля, автовладелец должен иметь возможность обратиться в свою страховую компанию, в которой был приобретен полис ОСАГО, за возмещением нанесенного транспортному средству ущерба, а страховщик своими силами и ресурсами, которых у него объективно гораздо больше, чем у простого гражданина, может взыскать эти денежные средства и сопутствующие расходы с виновника в судебном или досудебном порядке», – считает Шкуматов.

«Прошедшие реформы ОСАГО привели к тому, что возмещение убытков для страхователя стало быстрым, удобным, понятным и справедливым. Мы солидарны с позицией экспертов ОНФ и уже внесли на рассмотрение в Госдуму законопроект, который позволит использовать уже отлаженный и исправный механизм возмещения вреда для более широкого спектра инцидентов, который также поможет снизить нагрузку и на судебную систему», – отметил депутат Госдумы Ярослав Нилов.

«Мы за то, чтобы управляющие компании и владельцы дорог страховали свою ответственность, так как в ходе их деятельности наносится ущерб имуществу граждан», – сказал заместитель директора Российского союза автострахования (РСА) Сергей Ефремов.

Директор по методологии страхования Национального союза страховщиков ответственности Мария Артеменко отметила, что развитие обязательных видов страхования неизбежно, однако дополнительными возможностями пользуется меньшинство страхователей. Например, в случае страхования ответственности перевозчиков пассажиров более высокими лимитами ответственности пользуются всего около 10 страхователей.

Вице-президент Национального союза страховщиков ответственности Светлана Гусар уточнила, что федеральный закон возлагает обязанность на водителей страховать ответственность за вред третьим лицам. Комбинации имущественного страхования и страхования ответственности на сегодняшний день невозможны, однако государство должно стремиться к повышению лимитов возмещения по вреду для жизни, здоровью и имуществу, приведению их к одинаковым значениям по разным видам страхования. В системе обязательного страхования ответственности перевозчиков пассажиров лимит возмещения вреда здоровью составляет 2 млн руб.

Изменить способ расчета КБМ (коэффициент «бонус-малус», используется для предоставления скидки за безаварийную езду) для юридических лиц, оказывающих услуги перевозки пассажиров легковым такси, предложил руководитель центра компетенций АНО МЕФТ Станислав Швагерус. «Сегодня способ расчета КБМ для юридических лиц приводит к несправедливо высоким тарифам, использование ряда элементов из системы взаимного страхования позволит изменить ситуацию, снизить аварийность и поощрить аккуратных собственников автотранспорта», – отметил он.

Руководитель комитета по контролю качества продуктов и услуг в сфере страхования Объединения потребителей России Андрей Крупнов отметил, что страхование становится все более и более цифровым, прозрачным, меняются методики расчета риска, также в мире становится популярной подписка на страховые продукты, аналогичная подпискам на электронные сервисы, когда страхователь не оформляет полис на год, а подписывается на страховой продукт, оплачивая ежемесячно страховые взносы удобным для себя способом.

Участники экспертного совещания пришли к выводу, что ОСАГО нуждается в развитии именно самого продукта, в том числе и возможного появления в этом виде страхования добровольных стандартных опций, которыми может воспользоваться страхователь-автомобилист по своему желанию. При этом сами опции должны иметь стандартные и одинаковые условия для всех участников рынка, навязывание приобретения таких дополнительных возможностей должно быть исключено, в том числе и развитием дистанционной продажи электронных полисов ОСАГО. Результаты экспертного совещания будут направлены регулятору рынка — ЦБ РФ и в другие органы власти.

Редакция Ушайка.Ру