Эксперт ОНФ: Полиция должна принимать и работать с заявлениями о предполагаемом финансовом мошенничестве

1510

Необходимо стимулировать правоохранительную систему и обязать МВД
принимать и работать с заявлениями о предполагаемом мошенничестве, даже
без нанесения ущерба гражданину. Ведь если ущерб есть, у человека уже
нет никаких шансов вернуть свои деньги. Между тем во многих случаях еще
до потери денег жертва уже понимает, что ее ввели в заблуждение и
вот-вот ограбят, заявила руководитель проекта Общероссийского народного
фронта «За права заемщиков» Евгения Лазарева.

Ранее СМИ рассказали об одной из мошеннических схем на рынке займов.
Псевдоброкеры обещали гражданам помочь в получении средств. Однако на
самом деле мошенники оформляли подписку по списанию средств с карты. При
этом у псевдоброкера был легальный банк-эквайер (банк, который
осуществляет весь спектр операций по взаимодействию с точками
обслуживания банковских карт). Сервис просил привязать карту, с которой
в дальнейшем происходили списания.

«Формально работа подобных организаций закону не противоречит. Более
того, если проверить сайты этих компаний и внимательно почитать договоры
и соглашения, то в большинстве случаев мы обнаружим все необходимые
предупреждения, дисклеймеры (уведомления об отказе либо ограничении
ответственности. – Прим. ред.) и пояснения о том, какую конкретно услугу
потребитель получит в результате – выдачу средств или просто информацию
о кредиторах, которые могут занять деньги», – отметила Лазарева.

Информация, которая должна насторожить, будет спрятана где-то в
секретных местах и написана очень мелким шрифтом, а «нужные галочки»
будут проставлены заранее, предупредила она.

«Проблемы у потребителя возникают тогда, когда он беспечно отнесся к
необходимости внимательно изучить предложение, прежде чем на него
соглашаться, предоставлять данные своей карты и давать согласие на
информационную рассылку, которая превращается в подписку. Здесь работает
старое доброе правило – читай, что ты подписываешь», – указала эксперт.

Она напомнила, что в основе работы брокеров лежат посреднические и
консультационные услуги. Поэтому надзор Банка России на них не
распространяется. «Так что это очень непростой вопрос. Если это партнеры
кредиторов, то и контролироваться они должны кредиторами. Тем более что
подобная деятельность наносит вред как раз банкам. Если это
самостоятельные брокеры, которые работают с открытыми источниками,
агрегируя релевантные запросу потребителя предложения, то у финансового
регулятора нет ни полномочий, ни оснований их контролировать. Есть два
возможных и обоснованных к ним требования – соответствие оказываемых
услуг тому, что обозначено в договоре, и соблюдение законодательства о
персональных данных. Но здесь, скорее, должны работать более активно
правоохранительная система и Роскомнадзор», – пояснила эксперт ОНФ
Евгения Лазарева.

Вместе с тем у полиции есть хорошая практика привлечения к
ответственности по ст. 159 УК РФ «Мошенничество» тех агентов, услуги
которых не соответствуют условиям договора и пользовательского
соглашения. Это, кстати, касается не только кредитных брокеров, но и
риелторов, а также других посредников и консультантов при оказании
услуг. Вот только добиться привлечения к ответственности виновных лиц
удается не всегда из-за небольшой суммы ущерба. Часто у пострадавших
просто не принимают даже заявление в полиции, рассказала эксперт.

«Необходимо стимулировать правоохранительную систему и обязать МВД
принимать и работать с заявлениями о предполагаемом мошенничестве, даже
без нанесения ущерба гражданину. Ведь если ущерб есть, у человека уже
нет никаких шансов вернуть свои деньги. Между тем во многих случаях еще
до потери денег жертва уже понимает, что ее ввели в заблуждение и
вот-вот ограбят», – подчеркнула Евгения Лазарева.

Редакция Ушайка.Ру