Общественники подготовили памятку для автомобилистов об изменениях в законе об ОСАГО.
В ней разъясняют особенности расчета коэффициента «бонус-малус», преимущества от использования телематических устройств в автомобиле и условия для оформления европротокола при наличии разногласий у участников ДТП. На новом этапе реформы ОСАГО в 2019 году состоялся переход от модели страхования «ОСАГО-автомобиль» к модели «ОСАГО-водитель»: теперь в основу стоимости страхового полиса закладывается не транспортное средство, а стиль вождения его владельца.
Понятный продукт
Так, исключение из новой формулы расчета полиса ОСАГО территориального коэффициента (КТ) и коэффициента мощности двигателя (КМ) снижает зависимость стоимости страховки от места проживания владельца автомобиля и транспортного средства. А применение наименьшего коэффициента «бонус-малус» и фиксирующих скорость, резкость торможения и перестроения телематических устройств позволит автомобилистам получать большую скидку за безаварийную езду.
«До постепенной реализации реформы ОСАГО существовало несколько, на наш взгляд, не очень справедливых, но влияющих на стоимость полиса коэффициентов. Это региональный коэффициент, это коэффициент мощности автомобиля. И сейчас, когда регулятор проводит поэтапно реформу и вносит изменения в страховой продукт, мы видим, что ОСАГО становится более комфортным, понятным, справедливым и сбалансированным продуктом», – отметила руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.
Она привела результаты опроса о реформе ОСАГО, проведенного экспертами Народного фронта летом 2019 г.: «Данные мониторинга показывают, что 18 процентов респондентов, которые приобретали полис в этом году, уже отмечают снижение его стоимости и что отношение граждан к реформе ОСАГО меняется. Если в 2018 году 20 процентов респондентов считали ее нужной, то в 2019 году уже 25 процентов признают идею реформы справедливой».
Про составление европротокола
При этом не все автомобилисты знают о происходящих в результате реформы изменениях, добавила руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков»: «Многие жалуются, в том числе в социальных сетях, на отсутствие удобной и справедливой схемы составления европротокола. Между тем последние изменения позволяют оформить такой документ через сайт госуслуг без обязательного согласия обеих сторон».
До реформы оформить протокол о дорожной аварии без участия инспекторов ГИБДД было возможно только при отсутствии разногласий между водителями по поводу виновника ДТП и объема повреждений. Новые правила предусматривают условия для составления европротокола при наличии разногласий и возможность оформления документа через портал госуслуг.
«Для того чтобы устранить пробелы в знаниях потребителей, мы подготовили памятку и будем ее распространять на всех наших ресурсах. Эта памятка разъясняет, какие важные изменения на данный момент принесла реформа ОСАГО и какие преимущества теперь есть у автомобилистов, которые соблюдают закон, не нарушают правила дорожного движения и своевременно покупают полис ОСАГО», – заключила Лазарева.
Вырастут ли тарифы?
Некоторые эксперты считают, что расширение тарифного коридора приведет к резкому подорожанию полисов ОСАГО. Напомним, изменения в закон об ОСАГО предполагают поэтапное расширение тарифного коридора сначала на 40% а затем еще на 30% вверх-вниз.
В то же время, надо учитывать, что поправки к закону об ОСАГО отменяют два коэффициента — мощности двигателя (его максимально возможное значение составляет 1,6) и территории (максимальное значение 2,1). Сейчас эти коэффициенты в совокупности дают страховщикам возможность для машин с большой мощностью двигателя, эксплуатирующейся в “убыточном” регионе с высоким территориальным коэффициентом, увеличивать базовый тариф в 3,36 раза. А итоговое расширение тарифного коридора — сначала на 40%, а затем еще на 30% — эквивалентно увеличению базового тарифа только в 1,82 раза. Поэтому при отмене коэффициентов мощности двигателя и территории и расширении тарифного коридора указанным выше образом, итоговая максимальная величина тарифа ОСАГО уменьшится, а не увеличится.
Заместитель руководителя Центра организации дорожного движения Правительства Москвы Александр Евсин полагает, что опасения не оправданы.
«Это не приведет к тому, что все компании немедленно сговорятся и установят максимальный тариф. Потому что есть конкурентная борьба на рынке и достаточно серьезная. Плюс регулятор следит за рынком. Тарифы не вырастут, а перераспределятся. Тот, кто водит аккуратно и не попадает в ДТП станет платить ещё меньше, а водители, часто попадающие в ДТП по своей вине, неаккуратно ведущие себя на дороге заплатят больше. Сейчас же тариф формируется довольно жестко на основе странных коэффициентов. Но рассчитывать стоимость надо на основе комплексного анализа, истории вождения, отношений водителя со страховыми компаниями».
Расширение тарифного коридора будет работать не только в сторону повышения, но и удешевления полиса. Для аккуратных водителей цены не увеличатся.
Координатор движения «Синих ведерок» Петр Шкуматов поддерживает идею, что менять систему тарифов безусловно необходимо, и для большинства водителей стоимость не вырастет. Однако необходимость расширения коридора на 40, а затем ещё 30% следует проанализировать.
«Самое важное здесь – не коридор, а установление вариативности тарифа с точки зрении индивидуального подхода. Сейчас формула расчета цены ОСАГО остается прежней – один и тот же коэффициент действует на всех подряд – и плохих, и хороших. Поэтому нужно оставаться в существующих границах, и поработать с формулой. То есть дать возможность страховым компаниям создавать индивидуальные коэффициенты для конкретного водителя и переходить к индивидуальному тарифу насколько это возможно».
Вместе с этим эксперты призывают посчитать, к чему приведёт отмена двух коэффициентов (регионального и надбавки за двигатель) и расширение в 4 раза лимита выплат по ОСАГО в случае причинения ущерба жизни и здоровью. В частности, отмена этих коэффициентов может представлять риски для некоторых регионов.
Первый этап реформы ОСАГО стартовал в январе 2019 года. Тогда тарифный коридор был расширен на 20% вверх и вниз. Расчет коэффициента возраст-стаж стал более индивидуальным: вместо 4 градаций возраста и стажа их стало 58. Также в пользу автомобилистов изменился принцип расчёта коэффициента аварийности бонус-малус. Несмотря на опасения ряда экспертов, средняя стоимость ОСАГО стала ниже на 5,31%.
Как понять, что водитель аккуратен за рулем
Во-первых, для отслеживания манеры езды можно использовать телеметрию. Сразу отметим — установка телеметрических устройств не может быть обязательной для водителя и “наказывать” его за это повышающим коэффициентом по ОСАГО никто не станет. Вполне возможно, что не каждый согласится устанавливать такое устройство в свой автомобиль. Координатор движения «Синих ведерок» Петр Шкуматов считает, что выход есть.
«Отслеживать манеру езды можно используя данные с камер фиксации нарушений, — отмечает Шкуматов. – В теории использование этих данных, наряду с выписанными штрафами, сможет довольно точно охарактеризовать водителя. Если человек часто получает штрафы, это говорит о том, что он не очень-то аккуратен да рулём, и ему можно назначать повышенный коэффициент. Но эти данные надо корректно интерпретировать. Незначительное превышение скорости свойственно не только лихачам. На мой взгляд, существующие алгоритмы обучения нейронных сетей и работа с большими данными помогут это сделать довольно точно и аккуратно», — уверен эксперт.
Как сообщают представители Минфина, поскольку страховщики сами будут устанавливать персональный тариф для клиента, они смогут учитывать наличие датчика телеметрии. Но обязывать к этому водителей никто не станет.
Кирилл КРАСНОВ
Ушайка.Ру