Тысячи граждан лишились своего личного транспорта, обратившись за займами в «серые автоломбарды». В стране развивается схема недобросовестного залогового кредитования – возвратного лизинга в обход требований, установленных Банком России.
Люди, которые приходят в автоломбарды, пытаются поправить свое положение в момент временных финансовых трудностей. Но в итоге кредитование под залог автомобиля на основе схемы возвратного лизинга по сути лишает граждан прав собственности на личный транспорт и только усугубляет их финансовое положение.
«В нашей памятке мы объединили все признаки «серых автоломбардов», которые помогут гражданам определить недобросовестных участников рынка и сохранить свое имущество. Мы опубликовали памятку на сайте проекта ОНФ «За права заемщиков» и на наших страницах в соцсетях. Кроме того, эксперты Народного фронта продолжат мониторить ситуацию и обращения граждан на эту тему. ОНФ будет добиваться, чтобы схемы возвратного лизинга в отношениях с физлицами, которые не являются предпринимателями, запретили на законодательном уровне», – сообщила Евгения Лазарева.
Напомним, на рынке активно действуют микрофинансовые компании, которые кредитуют граждан через сделки возвратного лизинга – это такой вариант финансовой аренды, при которой физическое лицо является и продавцом, и получателем лизинга одновременно. К примеру, гражданин продает свое имущество, в частности автомобиль, лизинговой компании и в то же время заключает с ней договор, по условиям которого получает это же имущество в аренду.
По словам экспертов Народного фронта, граждан вовлекают в такие схемы с помощью рекламы в СМИ. Реклама предлагает получить займ под залог имущества. Когда же автовладелец обращается в микрофинансовую организацию, его вводят в заблуждение, предлагая подписать пакет документов возвратного лизинга.
«Схема возвратного лизинга позволяет игнорировать нормы закона о потребительском кредите, а процентные ставки и размер неустойки в случае просрочки по подобным договорам ничем не ограничены. Важным элементом схемы является то, что компания устанавливает заведомо заниженную стоимость транспортных средств в договорах купли-продажи. Это позволяет лишать заемщика прав собственности, не выплачивая за это адекватную сумму», – пояснила Евгения Лазарева.
Рынок залога автомобилей в большинстве своем «серый». И эта ситуация, к сожалению, практически не видна регулятору. Дело в том, что такие компании работают как обычные юридические лица – ООО, которые не поднадзорны Банку России. Если все же получается выявить «серый автоломбард», организаторам не составляет труда создать новое юридическое лицо и продолжить свою деятельность.
Редакция Ушайка.Ру