«Университетская роща – шедевр садово-паркого искусства»

1517
18+

Остальные территории, к сожалению, не сохранились

Продолжаем обсуждать тему озеленения Томска. Сегодня наш собеседник – доктор биологических наук, профессор ТГУ Александр РЕВУШКИН.

Напомним, это уже третья публикация на тему сохранения зелёного наряда Томска («Не нужно проклинать тополь – это замечательное дерево», № 12, 4 апреля; «Сделать Томск более уютным и привлекательным предлагают молодые учёные ТГУ», № 17, 9 мая)

 

Александр Сергеевич, вы изучали тему «Озеленение университетских городов». Чем университетские города выделяются среди всех остальных?

– Следует заметить, что понятие «университетский город» появилось не очень давно. Мы изучали эту тему с доцентом ТГУ философом Еленой Семёновной Ляхович, достаточно долго сотрудничали по вопросам развития университетов. За рубежом понятие «университетский город» больше прижилось, поскольку там имеется много городов со старинными университетами. Традиционно это, прежде всего, Оксфорд и Кембридж, а также ряд городов Италии и Франции, где уже несколько веков действуют университеты. Как правило, это небольших размеров города, где основную массу населения составляют студенты и люди, связанные с функционированием этих университетов.

У нас в России университеты существуют во многих крупных городах, самые большие вузы в Москве и Санкт-Петербурге. Но ни один из этих городов под понятие «университетский город» не подходит. Пожалуй, только Томск больше всего может претендовать на эту роль, и в последнее время и в СМИ, и в научных работах всё чаще звучит, что Томск университетский город. И, действительно, если посмотреть на количество студентов, на количество сотрудников, работающих в университетах, на вопросы экономики, то есть на всё, связанное с деятельностью вузов, то получается, что Томск – поистине университетский.

Западные старинные университетские города имеют свой колорит и в озеленении: есть замечательные парки, где студенты и другие жители города могут отдыхать, заниматься спортом.

Конечно, Томску далеко до этих городов. И если говорить о площади зелёного наряда, то наш город в плане озеленения уступает даже многим сибирским городам – Кемерову, Новокузнецку. В этих городах из-за развития вредных производств химической, металлургической промышленности уделяют огромное внимание озеленению. Там много парков, на улицах обширные газоны, бульвары, интересные решения ландшафтных дизайнеров.

Вместе с тем и в Томске тоже есть примеры удачного озеленения, и лучшие примеры связаны с открытием Томского университета, с именем ботаника с широкой эрудицией Порфирия Никитича Крылова. На должность учёного садовника его пригласил из Казанского университета попечитель Томского императорского университета Василий Флоринский.

Поневоле удивляешься огромной, поистине титанической работе, которую Крылов выполнял, создавая истинные шедевры садово-паркового искусства. И ведь помощников у него особо не было!

Один из таких шедевров, безусловно, Университетская роща, которая, к счастью, сохранила своё обаяние, свой план, разработанный Крыловым. Надо сказать, что Университетскую рощу он создавал практически на бывшей стройплощадке: в 1885 году главный корпус был построен, а вокруг был мелкий берёзовый лес. Его вырубили, получилось открытое место. И с чистого листа Порфирий Никитич начал работу.

Удивительную планировку осуществил Крылов, сочетая ландшафтный стиль с партерным. Главный корпус построен в стиле неоклассицизма, с колоннами. И чтобы зрительно выделить центральную часть, был необходим партер, фонтан, посажены деревья.

Но Крылов не ограничился только созданием рощи: городская администрация привлекала его к разработке других парков. И прежде всего, это Городской сад, он был полностью распланирован и создан Крыловым, но, к сожалению, сейчас от того сада почти ничего не осталось. Горсад превратился в парк развлечений, где установлены качели, карусели, а деревьев почти нет.

Около речной пристани Крыловым был создан Пушкинский сад. Но, к сожалению, и от него ничего не осталось. Порфирий Никитич разработал аллеи по Тимирязевскому проспекту, Садовой улице (сейчас – проспект Ленина) и Бульварной улице (современный проспект Кирова) . В разработке и финансировании аллеи на Бульварной улице принял участие купец и промышленник Королёв.

Аллеи Крылов разработал в разных стилях. Если по Тимирязевской улице (пр. Ленина) вдоль Университетской рощи это бульвар со строгими посадками деревьев, то на Бульварной улице – совсем другое, это композиции из разных хвойных, лиственных деревьев. Но породы подбирались те, которые быстро растут и дают хороший результат.

Сейчас Пушкинский сад не сохранился, Городской сад очень поредел, и из созданий Крылова осталась только Университетская роща?

– Да, и роща берёт на себя основную функцию озеленения города. Есть ещё Буфф-сад, Лагерный сад, но Университетская роща – живой памятник Крылову. Создавали её достаточно быстро, и посадки деревьев, и газоны: их не засевали, как сейчас, а ехали в лес, срезали полностью и привозили дёрн – из березняков, берёзово-сосновых лесов, смешанный и разнотравный, и расстилали его вокруг посаженных деревьев. Благодаря этому сохранилось много замечательных травянистых растений, принесённых из леса. Сейчас пора цветения таких растений – эфемероидов, и в роще можно увидеть ковры хохлатки, гусиного лука, ветреницы алтайской…

Александр Сергеевич, что, по вашему мнению, можно предложить для озеленения Томска?

– Нужно, чтобы администрация города была озабочена не только поиском площадей под жилую застройку, под строительство школ и детских садиков. Мне кажется, что на освобождающихся территориях от старых аварийных домов следует разбивать небольшие скверы-карманчики с озеленением, со скамейками, где можно посидеть, отдохнуть. Такие скверы и минипарки очень нужны Томску. Для озеленения можно использовать различный видовой состав деревьев и кустарников. А деревья, что будут ограждать сквер от проезжей части улицы, нужно выбирать газоустойчивые, те, что выполняют важную санитарную функцию очистки воздуха, это, в первую очередь, тополя.

Кстати, тополя ведь защищают Университетскую рощу! Хотя во времена Крылова такого движения не было, но Порфирий Никитич понимал, что рощу нужно защищать от проезжей части, и потому вдоль ограды в роще стоят тополя, высокие, большие. Они охраняют ее от газа. Именно поэтому липы на проспекте Ленина болеют и повреждаются, а липы в Университетской роще хорошо растут. И сейчас в здесь можно увидеть липы, кедры, ели, которые посадил ещё Крылов, а вот век тополя не так долог. Однако тополя в Университетской роще хорошо возобновляются сами: старые со временем убирают, но на смену им рядом уже выросли молодые! Надо сказать, что многие деревья в роще возобновляются сами: семена пихты разлетаются, и появляются деревья…

Скажите, а Служба рощи следует заветам Крылова?

– Да, сотрудники Службы рощи стараются не отступать от тех принципов, которые Крылов исповедовал. Реставрация так и происходит: если какое-то дерево падает, то на его месте появляется такое же новое. Кстати, этому принципу следовал и ещё один замечательный дендролог – Валентина Андреевна Морякина, многолетний директор Ботанического сада и почётный гражданин города Томска. Она приехала работать в Томск из Поволжья и многое сделала для сохранения Университетской рощи.

Дело в том, что роща сильно пострадала во время войны. Когда в главном корпусе ТГУ располагались два военных завода, по территории двигались грузовики, привозившие-увозившие оборудование и продукцию. Кроме того, в роще садили огороды, пасли коров.

Но в конце войны заводы вернулись в Подмосковье, и не только главный корпус, но и роща были в ужасном состоянии… Благодаря Валентине Андреевне была восстановлена берёзовая роща, посажены ели, пихты, кедровая роща. В особенно хорошем состоянии Университетская роща была в 1970–1980-е годы.

Затем был ремонт главного корпуса ТГУ, и за рощей не следили, потому разрослись американские клёны, стали вытеснять другие породы. И тогда было решено вырубить часть клёнов, восстановить рощу в том виде, какой её создавал Крылов. Некоторые люди, привыкшие к «заросшей роще», возмущались, но когда увидели восстановленные партер, клумбы, дорожки, скамейки, то приняли «новый-старый вид» зелёной жемчужины университета и Томска. Принцип реконструкции простой: потихоньку убирать деревья, заменяя их новыми, а не так – сразу оптом, как сделали на проспекте Кирова.

А со времён Крылова какие-то новые парки, скверы в Томске появились?

– Могу назвать замечательный парк на Южной. Там интересные посадки в районе стадиона «Буревестник. Интересно озеленяют некоторые новые районы – у меня сын живёт в микрорайоне Южные Ворота, и там хорошо продумано озеленение, со временем там будут уютные зелёные уголки. А в старинной, центральной части города, к сожалению, регистрируем только утраты.

Интервью: Тамара ДРОЗДОВА

Предыдущая статьяИгорь ПТАШНИК: «Важно находить баланс…»
Следующая статьяБетон для Крайнего Севера и Сибири