Игорь ПТАШНИК: «Важно находить баланс…»

1635
18+

Такова установка нового директора ИОА СО РАН

Нынешней весной состоялись выборы директоров сразу в двух институтах Томского Академгородка. В ИМКЭС СО РАН коллектив избрал Евгению ГОЛОВАЦКУЮ. Сегодня мы представляем нового директора Института оптики атмосферы им. В.Е. Зуева СО РАН Игоря ПТАШНИКА.

– Игорь Васильевич, расскажите, как вы, выпускник Новосибирского университета, попали в Томск?

– Родился я в Новокузнецке, в школьные годы самым любимым предметом была физика, и я хотел поступить в сильный вуз. Перед окончанием школы отправил письма в МГУ, МФТИ, в Новосибирский, Томский и Кемеровский университеты с просьбой прислать варианты заданий на вступительных экзаменах по физике. Самые интересные и сложные задачи оказались в МФТИ и НГУ, и я решил ехать в Новосибирск – всё-таки он ближе. Когда наступил момент распределения, меня пригласили в Томск: было интересно начать свой путь в науке в Институте оптики атмосферы, который уже в то время был широко известен как один из лидеров академической науки. Первый этап – это экспериментальная работа под началом Геннадия Владимировича Колбычева, тематика моих исследований была связана с физикой газового разряда. Затем, спустя шесть лет я перешёл к работе в области численного моделирования процессов дистанционного зондирования атмосферы, переноса радиации и газоанализа.

Чем вас заинтересовала именно моделирование, какова его специфика?

– Тем, что здесь очень многое зависит от потенциала самого учёного, его знаний, его идей. Методы моделирования позволяют получить данные, необходимые для решения широкого спектра фундаментальных и прикладных задач. Важным этапом моей научной карьеры стала работа в лаборатории Юрия Николаевича Пономарёва, в группе Артура Александровича Мицеля.

Игорь Васильевич, какой научный результат является для вас наиболее значимым?

– Для меня, как для исследователя, важно, что удалось внести свой вклад в решение такой фундаментальной задачи, как изучение континуального поглощения водяного пара. Он дает до пяти процентов вклада в поглощение солнечной радиации в атмосфере и играет огромную роль в поглощении тепловой радиации, обусловливая основной вклад в так называемый «парниковый» эффект в атмосфере Земли. Физическая природа континуального поглощения водяного пара активно обсуждается уже более 60 лет. Новые достижения в области экспериментальной спектроскопии и квантовой химии позволили получить и интерпретировать данные о таких сложных молекулярных комплексах, как димеры воды, и показать, что они дают значительный вклад в континуум в полосах поглощения водяного пара.

Вам довелось поработать за рубежом. Почему, по вашему мнению, такой профессиональный опыт полезен для учёного?

– Да, в начале 2000-х я работал в качестве приглашенного исследователя в университете города Рединга (Великобритания), затем, в 2007–2011-х годах являлся исполнителем и координатором научного консорциума CAVIAR, объединяющего восемь научных организаций Великобритании под руководством члена Английского Королевского общества проф. Кейса Шайна. Опыт зарубежной работы помогает правильно планировать исследовательский процесс, эффективно концентрироваться на решаемой задаче, не отвлекаясь на другие дела, что позволяет получить хороший результат за короткий срок. Современная материально-техническая база зарубежных исследовательских центров также предоставляет широкие возможности для постановки уникальных экспериментов. В некоторых научных направлениях получение серьёзных результатов возможно лишь с помощью новейших приборов, а оснащение российских институтов, к сожалению, часто оставляет желать лучшего. Важным фактором является также то, что при работе за рубежом учёный выходит на международную арену, общается с ведущими мировыми специалистами, приобретает уверенность и начинает лучше понимать своё место в конкретной области исследований.

Институт оптики атмосферы всегда славился своими мощными международными связями…

– Ещё Владимир Евсеевич Зуев, основатель ИОА,  заложил принцип комплексного развития института. В рамках оптики и физики атмосферы, спектроскопии атмосферных газов, распространения лазерного излучения в атмосфере, турбулентности атмосферы и некоторых других направлений сложились тесные международные контакты. Большой интерес международного сообщества вызывают наши исследования в области молекулярной спектроскопии атмосферных газов, нелинейной и адаптивной оптики, распространения фемтосекундных импульсов в атмосфере, дистанционного зондирования природных сред и экологической проблематики, связанной с процессами глобального изменения климата. Мы активно сотрудничаем с учёными США, Франции, Германии, Японии, Беларуси; на новый уровень вышли партнерские отношения с Китаем.

Институт с момента своего создания находится в числе лидеров, по итогам недавнего рейтингования он вошёл в первую категорию. Принимать на себя руководство таким учреждением – это большая честь и большая ответственность. Каким вы видите развитие ИОА СО РАН?

– Конечно, это – честь, но я пока больше чувствую груз ответственности. Мои предшественники – Владимир Евсеевич Зуев и Геннадий Григорьевич Матвиенко – заложили научный фундамент института, создали крупные исследовательские школы по атмосферной оптике и лазерному зондированию атмосферы и океана, сформировали актуальные научные направления. На мой взгляд, работа современного администратора состоит из нескольких компонентов – это взаимодействие с ФАНО, что предполагает управление огромными потоками документации; это деятельность, связанная, с имущественно-хозяйственным комплексом и, собственно, выстраивание стратегии развития организации. Важно находить баланс между всеми этими составляющими. Наш институт всегда был ориентирован на фундаментальную науку, поэтому в числе приоритетных задач – развитие всего спектра наших основных научных направлений. При этом, отвечая требованиям времени, необходимо уделить особое внимание прикладным исследованиям и разработкам.

– Пожелаем вам успехов в работе на столь ответственном посту!

Беседовала Ольга Булгакова.

Предыдущая статья«Хрустальный компас» у томских оптиков
Следующая статья«Университетская роща – шедевр садово-паркого искусства»