Почему мы должны учить технологическому предпринимательству в университетах

1129
18+

Сегодня в нашей постоянной рубрике мы публикуем фрагменты открытой лекции нобелевского лауреата Дана Шехтмана, возглавляющего Международный научный совет Томского политехнического университета. Хотя тема лекции «Почему мы должны учить технологическому предпринимательству в университетах» (Why Should We Teach Technological Entrepreneurship in Universities), материал для размышлений в ней почерпнут не только студенты и вузовские преподаватели, но также учителя и руководители образования, представители власти…

Профессор Шехтман (университет Технион, Израиль) рассказал, из чего складывается предпринимательская среда и как она влияет на уровень экономики всего государства. Служба новостей ТПУ выделила самые интересные фрагменты лекции, а наша редакция публикует размышления нобелевского лауреата по химии.

Дан Шехтман: «Хорошо открыть ресторан или парикмахерскую, но экономику поддерживают high-tech стартапы»

«Развитие предпринимательства решает важнейшие проблемы экономики: сокращение населения и безработицы»

 

– Многие правительства выбирают стратегию поощрения больших семей. В Израиле, например, действует система поощрения технологического предпринимательства, потому что в стартапах число сотрудников удваивается каждые полгода. Люди получают работу в технологических компаниях и могут вести достойный образ жизни и обеспечивать своих детей. Согласно статистике, в Израиле у женщин в среднем по 3,2 ребенка. Ежегодно 3–4% государственного бюджета тратится на развитие НИОКР. Пожалуй, только в Швеции есть такие показатели.

– Учителя – это самые важные люди в мире, потому что в их руках находится наше будущее. Начиная от учителей в начальной школе до профессоров в университетах.

– Хорошо открыть ресторан или парикмахерскую, но они не поддерживают экономику. Экономику поддерживают high-tech стартапы. Так как вы обеспечиваете себя, других людей и всю экономику.

Роботы не отнимают рабочие места

 – Многие опасаются, что роботы заменят людей и они останутся без работы. Я говорю: “Посмотрите на безработицу в неразвитых странах – 50 %. Там нет роботов. Посмотрите на развитые страны. В моей стране это 4,5 %. Чем больше автоматизация, чем более развита страна, тем ниже безработица. Роботы не отнимают рабочие места, они их предоставляют.

– Укрепление технологического предпринимательства требует развития человеческой изобретательности. Основным ресурсом любой страны, включая Россию, является не нефть, не полезные ископаемы, не древесина, а люди. Ваши мозги – это самый важный ресурс России. Не нефть.

– Как развить человеческую изобретательность? Существует несколько условий. Первое – это хорошее школьное образование для всех. Второе – лучшие учителя. Так, ученый из Стэндфордского университета провел исследование: один учитель, который лучше среднего на одно значение, готовит лучшего специалиста, который получает лучшую зарплату и платит подоходный налог, который в несколько раз выше зарплаты учителя. Хороший учитель – хороший бизнес для страны и для каждого человека. Плохой учитель готовит плохих специалистов, что вызывает проблемы в целом для общества. Поэтому каждая страна должна уделять особое внимание тому, чтобы только отличные люди становились учителями не только университетах, но и в начальной, и в средней школе.

Третье условие – хорошее инженерное и научное образование. Четвертое – государственная политика и поддержка. Пятое – свободная рыночная экономика. Шестое – отсутствие коррупции. Но этого может быть недостаточно.

Также необходимо развивать предпринимательский дух и знания. Получая знания, все начинают говорить о предпринимательстве, потом это становится духом страны. Все хотят стать предпринимателями.

Предпринимательству можно научиться

– Некоторые думают, что предпринимателем надо родиться. Этому можно научить как математике или вождению автомобиля, или плаванию. Всем необходимо взять несколько уроков, чтобы научиться.

– Культурные предрассудки особенно сильны в странах Востока. В этих культурах провал считается позором для человека и его семьи. А я говорю: «Провал – это нормально. Начинай снова. Возьмите годовалого ребенка. Он начинает ходить, падает, встает и опять падает. Через неделю он ходит, а через две вы не можете его поймать».

– Предпринимательство – это не только развитие собственной компании. Нужно упомянуть и внутреннее предпринимательство, когда человек с хорошей идеей представляет ее руководителю компании. В случае положительной оценки ее начинают развивать, и в большинстве случаев добиваются успеха.

Профессор Шехтман также считает, что к технологическому предпринимательству надо готовить, начиная с детского сада. Чтобы дети были готовы воспринимать научную информацию. Например, в Израиле сложилась целая предпринимательская экосистема, основой которой являются хорошие университеты, готовящие хороших инженеров; центры разработок, принадлежащие иностранным high-tech компаниям; научные разработки для военных целей, которые также используются в мирной жизни.

Профессор затронул и вопросы первоначального капитала для стартапов.

– Никогда не создавайте компанию на свои средства, то есть не продавайте машину или квартиру. Не берите деньги у друзей или родителей. Получить финансирование стартапы могут благодаря бизнес-ангелам, стратегическим партнерам, венчурным фондам.

Кроме того, Дан Шехтман привел несколько примеров удачных и провальных технологических стартапов.

Кристина НАБОКОВА.

Предыдущая статьяЧтобы предупредить пожар
Следующая статьяЛицеисты ТПУ рассказали  школьникам о борьбе с космическим мусором и пещерах на Марсе