Вспоминают коллеги об академике Борисе Ковальчуке
В Томском Академгородке есть необычное сооружение – словно из научно-фантастического фильма, куда приводят на экскурсии студентов и школьников в День российской науки и куда может попасть каждый желающий в Ночи науки, в последние годы регулярно проводимые в Томске. Это электрофизический комплекс ГИТ-12 – уникальная научная установка России. Она расположена в отдельном здании, имеет в диаметре метров тридцать, люди рядом с такой махиной смотрятся как лилипуты у дворца Гулливера.
Многомодульная мультимегаамперная установка с мегаджоульным энергозапасом позволяет синхронно вводить энергию в плазменную нагрузку. Подводимая к нагрузке импульсная мощность сопоставима с суммарной мощностью электростанций целых государств. В результате, в формирующемся плазменном столбе на короткое время создаётся температура как на Солнце – в несколько миллионов градусов! Учёные получают возможность исследовать поведение материи в экстремальном состоянии. Осуществить уникальные эксперименты в далекий Томск едут и из зарубежных стран.
Мультитераваттный генератор ГИТ-12 был создан под руководством академика Российской академии наук Бориса Михайловича Ковальчука, до 7 февраля 2017 года возглавлявшего отдел импульсной техники в Институте сильноточной электроники Сибирского отделения Российской академии наук.
Из энциклопедии «Инженеры России»:
Борис Ковальчук – выдающийся ученый в области импульсной энергетики, создатель ряда сверхмощных электрофизических установок национального и международного масштаба. С его непосредственным участием в 1970-е годы были заложены основы нового научного направления – физики и техники генерирования мощных электрических импульсов. Под руководством Б. М. Ковальчука созданы первый отечественный сильноточный ускоритель электронов, первые отечественные сверхмощные газовые лазеры, первый импульсный генератор с индуктивным накопителем энергии и плазменным прерывателем тока.
Талант проявился рано
Борис Ковальчук в 1962 году окончил электроэнергетический факультет Томского политехнического института, работал инженером, а затем начальником лаборатории НИИ ядерной физики при ТПИ. В 1964 году его пригласил в свою группу Геннадий Месяц, будущий академик, а тогда – молодой кандидат наук. Сферой научных интересов Бориса Ковальчука стали сильноточная электроника, импульсная энергетика и электрофизика. Первым потребителем созданной с его участием импульсной техники стал Всесоюзный электротехнический институт им. Ленина, лаборатория проф. Грановского, известного учёного, автора многих книг по физике плазмы газового разряда.
В 1963–64 годы группа ученых вместе с Б.М. Ковальчуком активно работала в области создания импульсной техники для модуляции добротности мощных рубиновых лазеров. Прошло всего несколько месяцев от постановки задачи до того, как первые генераторы были созданы. Этот успех вывел на сотрудничество с лабораториями академиков Басова, Прохорова, Хохлова, Девяткова и других. (Напомним, что академики Н.Г. Басов и А.М. Прохоров стали лауреатами Нобелевской премии за работу в области лазеров.)
Большая и важная работа была проделана Б.М. Ковальчуком для академика Басова, когда были только что созданы первые полупроводниковые инжекционные лазеры, работавшие в среде жидкого азота, потому что сильно нагревались, и их нужно было охлаждать. Избежать нагрева можно было при использовании очень коротких импульсов; это привело к созданию первых пикосекундных импульсных генераторов. При конструировании установок зародилась идея создания лавинных коммутаторов, идея использования интенсивной ионизации и сильного ультрафиолетового излучения с поверхностного разряда по керамике.
Как вспоминал в одном из интервью академик Г.А. Месяц, успехи молодого Бориса Ковальчука были столь значительны, что временами это приводило к курьёзам. Так, в 1968 году работы группы учёных Геннадия Месяца были представлены на премию Ленинского комсомола в области науки и техники. Авторов было четверо: Г. Месяц – уже доктор наук, С.Бугаев и В.Кремнёв – кандидаты наук, Б.Ковальчук – аспирант. Экспертная комиссия в Москве предложила исключить аспиранта, чтобы «не портить общую картину», но вклад Ковальчука в работу был настолько весом, что остальные соавторы объявили о готовности отказаться от награды; так аспирант Ковальчук всё-таки получил эту премию. В 1969 году Борис «остепенился», защитив кандидатскую диссертацию на тему «Разработка и изучение генераторов наносекундных импульсов большого тока».
С 1970 года Б.М. Ковальчук заведовал лабораторией наносекундной техники в Институте оптики атмосферы СО РАН. В 1977 году лаборатория вошла в состав вновь созданного Института сильноточной электроники СО РАН, в 1981 реорганизована в отдел импульсной техники, который он возглавлял почти 40 лет. В 1987 году Б.М. Ковальчук стал членом-корреспондентом Академии наук СССР, в 1992 году – академиком по отделению физико-технических проблем энергетики (электрофизика).
Академик-практик
Автору этого очерка довелось лишь однажды, и то недолго, пообщаться с Борисом Михайловичем. Спокойный, мудрый человек, ценящий своё и чужое время. Захотелось поговорить с ним ещё, написать материал: это же один из «зубров» электрофизики! Однако моим планам не суждено было сбыться: в феврале 2017 года, накануне Дня российской науки, Борис Михайлович после операции скончался, не дожив до своего 77-го дня рождения…
Об академике Ковальчуке рассказывают его коллеги.
– Борис Михайлович – гениальный электрофизик, я не преувеличиваю, – говорит Владимир Алексеевич Кокшенев, старший научный сотрудник ИСЭ, отвечающий за работы по импульсной технике на той самой установке ГИТ-12, много лет проработавший рядом с Б. М. Ковальчуком. – Все его творения – это совершенство и простота, основанные на тонком знании законов природы, физики и техники. Возможно, какие-то из них ещё не сформулированы, но Борис Михайлович интуитивно их чувствовал. Обладая талантом и огромным опытом, он был трудоголиком по характеру. Вынашивал замыслы, досконально обдумывал подробности. Работал за столом и за кульманом. Регулярно посещал цех опытного производства, стоял у станка, зачастую принимая новые конструктивные решения прямо в ходе изготовления деталей. Это был человек дела, первородность таланта отчетливо видна в его оригинальных творениях.
Мы многие годы проработали рядом, я могу назвать себя его учеником; но считал ли он так – не знаю. Есть множество примеров публичных научных школ. Борис Михайлович не вёл курсов, семинаров: без лишних разговоров работал. Наверное, каждый думающий человек в какой-то мере одинок. Да, он работал в большом институтском коллективе, где много людей творческих. Но истинное творчество – вещь глубоко личная. Только тогда говоришь на своем языке и воплощаешь в своей работе свои, а не чужие идеи. Говорят, мастерство передается из рук в руки. Находясь рядом с академиком Ковальчуком, можно было видеть, как он работает, через осмысление и понимание происходящих процессов приходит к каким-то решениям, порою неожиданным, парадоксальным – и всегда оригинальным. Не каждому дозволено приоткрыть что-то новое, это не мы открываем, а нам позволяют… И вот ему это дано было, в нем горела эта зажженная Богом свеча, позволявшая творить.
Удивительный, редкого дара человек, неповторимый учёный, Борис Михайлович не умел идти проторённым путём, всегда искал свой. Хочется его сравнить с каменотёсом, который прорубает свой путь в скале. Он рубил, добывал глыбы, а следом шли люди, способные их доработать. Так он прокладывал свой путь для нашей мощной импульсной техники. И когда такие личности уходят, то сиротеет не только русская, но и мировая наука.
Находиться рядом с ним – уже счастье
– Мне посчастливилось работать с Борисом Михайловичем – говорит Андрей Алексеевич Жерлицын, кандидат технических наук, сегодняшний заведующий отделом импульсной техники ИСЭ. – Борис Михайлович был по своей натуре немногословным, и тем ценнее было каждое его слово. Порой до собеседника не сразу доходил тот смысл, который он вкладывал. Он не учил в привычном смысле этого слова, но я учился, наблюдая за ним: как он работает, как мыслит и как относится к жизни. Хочу подчеркнуть, что он был не только великолепным профессионалом, но и вообще Человеком с большой буквы – с точки зрения тех человеческих ценностей, которые не устаревают. Борис Михайлович был очень порядочным, культурным, и самым что ни на есть «настоящим». И находиться рядом с ним уже было счастье!
Своими регалиями (а он лауреат Государственных премий СССР и России, Демидовской премии, международной премии имени Эрвина Маркса; ряда орденов) Ковальчук никогда не кичился. Не имел тщеславия, любил науку, жил работой, дорожил семьёй. Его сын Олег Борисович также работает в нашем институте.
– В Борисе Михайловиче было то, что, как мне кажется, присуще настоящему русскому интеллигенту: он ценил мнение о себе в профессиональном сообществе выше официальных званий, наград, должностей, – добавляет Владимир Алексеевич. – Его рабочий кабинет был прост до аскетизма, главное – работа. Он – интроверт, все переживания держал внутри себя. Но в его жизни была не только наука. Зимой Борис Михайлович любил ходить на лыжах, поддерживал физическую форму: ведь тело, как известно, является храмом души, духа. Любил поработать на дачном участке, знал и любил бардовскую песню. У него было особое отношение к женщинам в науке – понимал всю сложность их положения, и на 8 Марта находил проникновенные слова для поздравлений.
Смоделировать то, что происходит в звёздах
– Начало творческого пути Бориса Михайловича совпало с зарождением нового направления – мощной импульсной энергетики, – рассказывает Андрей Алексеевич. – Вклад Ковальчука в эту отрасль фундаментален, а его разработки стали пионерскими. Это и сильноточный электронный ускоритель, и мощные импульсные газовые лазерные системы, и многое другое.
– Многие идеи Бориса Михайловича получили воплощение в современной элементной базе мощной импульсной техники и сегодня используются в действующих уникальных установках, построенных в различных лабораториях мира, в том числе предназначенных для исследований по инерциальному термоядерному синтезу, – говорит Владимир Алексеевич.
– Это целый класс управляемых разрядников с широким диапазоном рабочих характеристик – частотные, многокулонные; высоковольтные (от десятков киловольт до нескольких мегавольт), многозазорные и многоканальные коммутаторы; мощные импульсные трансформаторы, и многое другое. Борис Михайлович был признанным лидером мировой электрофизики, обладавшим непререкаемым авторитетом среди зарубежных ученых. Сегодня этот авторитет сохраняется за его именем. Созданные под его руководством уникальные установки успешно работают в Китае, Франции, США, Израиле и других странах мира. В 1990-х годах, когда финансирование российской науки сократилось до минимума, авторитет Б.М. Ковальчука дал возможность Институту сильноточной электроники получить крупные заказы по международным контрактам, что позволило коллективу сохраниться и выжить.
– Новое оригинальное и перспективное направление, которое сегодня активно развивается не только в ИСЭ, но и в нескольких зарубежных странах – технология создания импульсных генераторов по схеме линейных трансформаторов – основано на идеях Бориса Михайловича. Она рассматривается как один из перспективных подходов к созданию импульсных генераторов следующего поколения с уровнем мощности и тока много выше, чем на ГИТ-12 – говорит Андрей Алексеевич.
– В отделе, которым руководил Борис Михайлович, сегодня работает 25 человек. Борис Михайлович оставил после себя и задел идей, и коллектив профессионалов.Наша задача – достойно продолжать его дело.
Тамара ДРОЗДОВА.