Где рождаются инновация и сверхпроводимость

9

Журналист Иван Засурский рассказал о тенденциях распространения информации

 Лекция о новой культуре открытого доступа, информационной сверхпроводимости и суперкомпетенциях прошла в дискуссионном клубе «Точка кипения» в рамках трехдневного семинара НОРА, проведённого по инициативе ТГУ. Ведущим семинара стал заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ Иван Засурский. Он рассказал об изменениях в распространении информации, сути инновации и влиянии медиа на жизнь человека. Ниже приведены основные тезисы выступления.

 

В чем различие открытия и инновации

Открытие – поиск и исследование чего-то, что уже существовало. Инновации же могло никогда и не существовать, но это пригодилось. Способность порождать инновацию есть суперкомпетенция.

Суперкомпетенцией называется явление, при котором специалист, знающий свое дело, может выполнить задачу не просто лучше других, но по совершенно неизведанной технологии.

Инновация рождается от синергии. Если есть два специалиста, компетентные в двух разных сферах, то на пересечении их компетенций рождается эффект суперкомпетенции – инновация.

 

Сверхпроводимость

Сейчас мы можем наблюдать эффект информационной сверхпроводимости. Она появилась по аналогии со сверхпроводимостью в физике: на очень низких температурах энергия может распространяться без потерь. Точно так же и информация может распространяться по различным каналам с бешеной скоростью. Добиться сверхпроводимости помогают пять правил:

  1. Открытый доступ к текстам.
  2. Открытые лицензии.
  3. Машиночитаемость.
  4. Индексация поисковыми системами.
  5. Легкость цитирования в социальных медиа.

– Когда информация освобождается, она оказывается в зоне работы действующих искусственных интеллектов. И только благодаря работе этих систем информация может распространяться, как лесной пожар, – говорит Иван Засурский.

 

Что мешает находиться в состоянии сверхпроводимости

Есть проблема, связанная с авторским правом. Оно создавалось еще в том время, когда никакого понятия «сверхпроводимость» и не существовало. Информация могла распространяться с помощью слухов и издательств, печатным способом. Но сейчас мы оказались в мире, где имеем дело с произведениями. Сейчас цивилизация пост-правды.

Мы считаем проверенной информацией ту, которая имеет подтверждение. Если доказательств в открытых источниках нет, то нет и возможности понять, достоверно утверждение или нет. Чем больше информации выходит в открытый доступ, тем больше она верифицируется. Иначе людям не с чем сравнить.

– Проблему, связанную с обеспечением информацией, можно решить с помощью ориентирования на типы произведений, идущие не через издателей. Университеты и научные сообщества получили бы возможность создавать работы в некоммерческих форматах, — считает Засурский..

Медиа меняет мировосприятие

Каждый раз, когда меняется медиаплатформа, происходит сильный стресс. Так, тексты, созданные в одном формате, пропадали при его смене. Получается, что технологическое развитие приводит к частичной потере памяти – информация просто остается в старых технологиях. Так новые платформы перестраивают общество.

Человек слеп к влиянию медиа. Мы не замечаем этого, но медиа меняет мировосприятие. И чем сильнее неравенство в обществе, тем сильнее влияние медиа. Когда-то человечество надеялось, что интернет позволит решить какие-то проблемы, но сейчас люди с помощью различных платформ лишь выстраивают индивидуальную картину реальности. В науке это называется «пузырем фильтров». Получается, если человек не может найти чего-то онлайн, он считает, что этого не существует. То есть, если у произведения нет цифровой универсальной копии, можно считать, что и произведения нет.

– Чтобы инновации развивались, необходима очень насыщенная информационная среда – огромные массивы работ и произведений, находящихся в открытом доступе. А для этого синергия должна быть и между людьми. Важна возможность коммуникации между всеми людьми. Технологии, позволяющие передавать произведения через большие расстояния, уже созданы. Необходимо вернуть вечность – произведение, которое не будет утеряно в ходе прогресса, сможет увековечить его автора. Но таких технологий пока нет.

 

Екатерина ВИНОГРАДОВА.

Иван Засурский — российский журналист и продюсер, специалист по истории средств массовой информации России; кандидат филологических наук. Заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова.

Автор книги «Масс-медиа второй республики» — исследования на тему истории средств массовой информации России в 1990-е годы. Книга затрагивает тему превращения СМИ из так называемой четвертой власти в своеобразные агенты новых политических центров