Аспирант ТГУ создал первую в России базу данных из конкретных и абстрактных существительных, где описал их связь с различными модальностями – зрением, слухом, вкусом, запахом. Эта работа позволит вычислить закономерности обработки человеком информации. Базу данных также можно использовать для отбора стимулов в медицинских и когнитивных тестах, чтобы улучшить реабилитацию при нарушениях речи.
Статья о результатах работы молодого ученого опубликована в журнале первой квартили Journal of Psycholinguistic Research.
– В когнитивных науках, в образовании и медицине долго господствовало мнение, что языковые единицы абстрактны и отделены от нашего физического опыта, – говорит Алексей Миклашевский. Как следствие, дети учат иностранные языки путем сопоставления иностранных слов со словами родного языка. Однако новые исследования в области воплощенного познания показывают, что принципиально важно, какой опыт связан с теми или иными словами – это значимо для запоминания, извлечения информации и глубинного понимания.
Судя по всему именно поэтому методики, позволяющие учить язык непосредственно в окружающей обстановке его носителй так эффективны. Сейчас в базу данных входят 506 конкретных и абстрактных существительных. Также лингвист провел эксперимент и по шкале Ликерта (оцените от 1 до 7) выявил, насколько для носителей русского языка конкретное слово связано со зрением, слухом, вкусом.
– Мы увидели, что больше всего существительные связаны с визуальной информацией, так как зрение – ведущий канал получения информации, – отметил Алексей Миклашевский. Следующей по значимости является тактильная и аудиальная модальность, на последнем месте – вкус и запах, которые тесно связаны между собой, потому что продукты питания – это особый стимул, важный для человеческого выживания. Аудиальная информация стоит отдельно от остальных, она как бы сохраняется в особом модуле в сознании изолированно от других типов информации.
База данных позволяет понять, как функционирует сознание, как мы усваиваем язык и как язык хранится в памяти. На основе этого знания можно разрабатывать методики изучения родного и иностранного языка, а также технологии реабилитации после нарушения речевых функций.
В дальнейшем ученый планирует расширять базу данных, чтобы те, кто будут ею пользоваться, могли составить более детальную картину своих исследований.
Напомним, Алексей Миклашевский выиграл конкурс на получение стипендии Президента РФ для обучения за рубежом в 2016/17 учебном году и провел один семестр в Потсдаме (Германия), где работал с профессором Мартином Фишером, одним из крупнейших современных специалистов в области воплощенного познания и исследований математического мышления. Сейчас Алексей — аспирант филологического факультета ТГУ и научный сотрудник Постдамского университета.
Аспирант работает под руководством профессора ТГУ Зои Резановой, заведующей кафедрой общего, славяно-русского языкознания и классической филологии и лабораторией когнитивных исследований языка.
Оксана ВОДОВА