На томских маршрутках испытают устройство для непрерывной зарядки аккумуляторов, разработанное в ТУСУРе

1067
18+

– Прибор интегрируется в бортовую сеть автомобиля между генератором и аккумулятором, посылает в аккумулятор высоковольтные импульсы и запускает процесс зарядки. Процесс происходит непрерывно в автоматическом режиме. Как показали лабораторные испытания с каждым циклом зарядки уменьшается время зарядки и увеличивается электрическая ёмкость аккумулятора до максимально возможной. В результате срок службы аккумулятора увеличивается примерно в три раза, – рассказал аспирант ТУСУРа Николай Пляскин.

Принцип работы прибора основан на импульсных технологиях, которые разрабатывал Никола Тесла, а затем американец Джордж Бедини. Идея заключается в том, что катушка насыщается энергией, а после прекращения подачи тока выдает обратный высоковольтный импульс.

– Мы взяли эту идею за основу, буквально «на коленках» собрали первый прототип и проведя испытания увидели, что это действительно работает», — говорит Николай Пляскин. — Например, в простом свинцово-кислотном аккумуляторе при разрядке на пластинах оседает сульфат свинца, активная площадь электрохимической реакции уменьшается, и энергии, которую может отдать АКБ становится мало, а в процессе городской эксплуатации происходит не полная зарядка АКБ и как следствие накопление сульфата. При воздействии на АКБ короткими высоковольтными импульсами происходит более эффективное и быстрое растворение осевшего сульфата свинца. Мы просто воздействуем не током, а высоким напряжением.

У прибора есть зарубежные стационарные аналоги: но для подзарядки аккумулятор нужно снимать и подключать к зарядному. Комплекс, созданный учеными ТУСУРа, позволяет производить подзарядку без съема аккумулятора, понадобятся только плановые технические осмотры оборудования. Кроме того, томский аппарат дешевле более чем в три раза, а срок его службы составляет до десяти лет.

Основная область применения прибора — автотранспорт, однако комплекс может быть адаптирован для применения во всех сферах где используются аккумуляторы как резервные источники электропитания, которые затем нужно заряжать, например, в медицинской технике, системах связи, безопасности, управления и контроля, солнечных и ветровых электростанциях, а также для зарядки АКБ аккумуляторного ручного инструмент.

Сейчас команда разработчиков выходит на этап промышленных испытаний, которые планирует проводить совместно с перевозчиками, работающими на маршрутных автобусах Томска, в течение 2017–2018 года.

– Для маршруток прибор особенно актуален, – пояснил Николай Пляскин. – Он повышает плотность электролита, благодаря этому аккумулятор не будет замерзать при температуре до – 50 градусов, а также позволит произвести гарантированный пуск двигателя. Сейчас водители автобусов меняют аккумулятор примерно раз в полтора два года, а наш комплекс поможет продлить срок его службы.

Наталья РАХМАНИНА.

Предыдущая статья«ТГУ – это университет 3.0» – считает профессор из Голландии
Следующая статья«Жить, радоваться, отдавать людям…»