«Наше физико- математическое образование — ценность великая»

13

Российские учебники и литература популярны на всём постсоветском пространстве

Во время недавних школьных каникул в Томске побывал и выступил с лекциями по математике Алексей Савватеев. Перечислять его регалии можно долго, назовём лишь некоторые: доктор физико-математических наук, профессор МФТИ, ректор университета имени Дмитрия Пожарского, ведущий научный сотрудник Центрального экономико-математического института.

А ещё он талантливый популяризатор математики, организатор научных и научно-популярных мероприятий и «летающий лектор».

Ещё в пятницу Алексей Савватеев был в Ростове-на-Дону, затем перелёт до Новосибирска, а чтобы немного поспать — поездом до Томска. Лекция перед старшеклассниками и учителями математики в Томском государственном педагогическом университете, затем лекция в лицее № 8, ещё одна лекция и презентация книги «Математика для гуманитариев. Живые лекции» в городском Доме учёных.

В Томск Алексей Савватеев приехал по приглашению Центра дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования для школьников при ТГПУ.

Лекция о загадках простых чисел, которую А. Савватеев читал блестяще, была понятна не всей переполненной аудитории, но все школьники прямо-таки зачарованно следили за логикой лектора, записывали. И, как сказали затем присутствовавшие на лекции учителя, самые заинтересованные школьники теперь непременно обратятся к книгам Савватеева, которые есть и в Сети, и будут вместе с преподавателями обсуждать неясные моменты из лекции.

В перерыве между лекциями популяризатор математики ответил на вопросы

Алексей Владимирович, сейчас об образовании много говорят и спорят. Скажите, в Советском Союзе было действительно качественное физико-математическое образование?

– Да, физико-математическое образование в нашей стране было отличным, особенно на максимуме, оно и сейчас есть.

А максимум это что?

– Это физико-математические школы, которые есть и сейчас в ряде городов, в том числе и в Томске. Несколько таких школ по городам России и сейчас превосходят всё, что есть за рубежом. Это максимум. Однако в обычной школе программы меня не устраивают, вот лишь один пример: намеренно исключать из программы «алгоритм Евклида» – это преступление, но большая часть юного народа не может быть мотивирована на математику.

Почему?

– Да потому что информационные потоки очень большие вокруг. И человек, чтобы разобраться в математике, должен осознанно отказываться от части информации в этом молодом возрасте. От любой информации! Смотрите, человек со смартфоном в руках постоянно получает информационные толчки. (Кстати, у меня, например, нет смартфона: во-первых, мне не нужно, чтобы рекламщики мне постоянно что-то впаривали, а во-вторых, чтобы не отвлекаться на лишнюю информацию.) Но это я, мне 40 с небольшим, а школьник-подросток смотрит на мир широко открытыми глазами, «ест» любую информацию – и гнилую, и хорошую. По-хорошему, ему родители должны объяснить, но они порой и сами не могут оторваться от смартфона. Нужно признать, что сейчас мы, вслед за ТВ-этапом переживаем смартфонный этап. В этом проблема, и она пока не решена… Свои лекции, книги я уже не пишу для всех, считаю, что если 10 процентов юной аудитории поймёт и увлечётся, это хорошо. И это нормально…

В книге известного журналиста Ярослава Голованова «Битва за Луну» есть такой эпизод: после запуска первого в мире советского спутника 4 октября 1957 года в США была паника. Как это?! СССР обогнал Америку! После этого специальная комиссия Конгресса США приезжала в нашу страну, анализировала причины космического прорыва СССР. И оказалось, что в СССР было превосходное инженерное образование в вузах, а в школах — сильная физико-математическая подготовка, хорошие учебники. Как вы оцениваете уровень современных учебников в российской школе?

– Мне рассказывали очевидцы событий, что ещё большая паника в США была, когда стало известно, что советские учёные создали водородную бомбу. По телевизору днями шли фильмы о гибели американских городов от нового оружия Советов и обращение к молодому поколению: «Если мы не учим физику, то будем учить русский язык».

А что касается наших учебников, другой литературы, то она очень популярна на всём постсоветском пространстве, особенно на Украине.

Мне пишет огромное количество народа с обеих сторон. «Алексей, мы хотим дружить, а нас пытаются рассорить», – это от одних, а другие: «Мы разошлись немного, мы двинулись на запад, вы – на восток, но мы учим и учимся на ваших продуктах, на русском языке» Учатся через Интернет, где много моих лекций, книги… И Казахстан тоже учится по русским учебникам, и Украина. Но так дело в том, что создать учебники, писать и публиковать научно-популярную, научную литературу на украинском языке быстро невозможно, так как не переведён понятийный аппарат, многие термины отсутствуют в лексике… Не всё можно повторить и перевести… Даже американцы не смогли создать систему физматшкол.

Почему? Уж у них-то и материальных ресурсов достаточно, и есть советско-российская модель физмат школ.

– Мне кажется, что в США нет понятия наставничества, таких отношений ученик – учитель, как у нас, или очень мало. Хотя некоторые американцы изучают русскую культуру, литературу. Допустим, спортсмен Рулон Гарднер, который победил на Олимпиаде нашего борца Александра Карелина, говорил, что готовясь к поединкам с русским спортсменом, изучал русскую культуру, литературу, Достоевского, чтобы подобрать ключ к Карелину. Он глубокий человек, не просто силач. В США есть тонкая прослойка людей высокоинтеллектуальных. Есть и кружки математические, но их очень мало. Образование в США устроено несколько по-другому: они покупают мозги по всему миру – и всё! Они не смогли воспитать англоговорящую интеллектуальную элиту у себя. Они завозят из других стран, учат английскому и используют, наводняя головы своими ценностями.

Поэтому наше физико-математическое образование — ценность великая, поэтому я езжу, читаю лекции. Это зов или миссия моя, если хотите, а зарабатываю я в других местах.

Тамара ДРОЗДОВА.

Алексей Савватеев в 1995 году с красным дипломом закончил мехмат МГУ.

Продолжил обучение в Российской экономической школе, закончил её в 1997 году с особым отличием. По окончании РЭШ — младший научный сотрудник ЦЭМИ РАН, где в 2003 году защитил диссертацию «Моделирование лоббирования и коррупции в переходных экономиках» (научный руководитель — академик Виктор Меерович Полтерович).

После защиты уехал по приглашению профессора Шломо Вебера на полтора года на стажировку («пост-док») в Бельгию (CORE — Center for Operations Research and Econometrics, Louvain-La-Neuve) и, вернувшись на Родину, стал сотрудником Российской Экономической Школы. В 2013 г. стал доктором физико-математических наук, защитив докторскую диссертацию на тему «Задача многомерного размещения: теоретико-игровой подход». При этом с 2009 по 2016 год постоянно проживал в Иркутске, работая в Москве «наездами». В 2016 году, приняв предложение М. В. Поваляева стать первым ректором новообразованного Университета Дмитрия Пожарского, переехал вместе с семьёй в Москву Алексей Савватеев записывает в МФТИ видеокурсы по различным математическим дисциплинам в рамках Национальной Платформы Открытого Образования и проекта Coursera. Отметим, «летающий лектор» женат, он отец четверых детей.