От научных дискуссий – к инновационным проектам

904
18+

С 17 по 23 сентября радиофизический факультет (РФФ) ТГУ проводит Международную конференцию и школу Nano and Giga Challenges in Electronics, Photonics and Renewable Energy (7-й Нано и Гига Форум), включая конференцию АПР-2017 («Актуальные проблемы радиофизики») и сателлитного совещания по инновациям и коммерциализации в электронике и возобновляемой энергетике.

В числе организаторов и учёный из США Анатолий Коркин. Он ответил на вопросы нашего корреспондента.

 

Когда начались ваши контакты с ТГУ?

– У меня с Томским госуниверситетом, вернее, со всем Томском, довольно длинная история взаимоотношений. Первый раз я сюда приехал в 2010 году на форум Innovus по приглашению заместителя губернатора Александра Черевко. Он познакомил меня с ректорами и проректорами университетов, с представителями власти. В то время я работал менеджером в Аризонском университете по созданию нового Центра альтернативной энергетики. После этого у нас с ТГУ был обмен делегациями, возникли идеи возможных совместных проектов. Один из этих проектов – организация конференции по натотехнологиям в электронике, фотонике и альтернативной энергетике, совместно с конференцией по актуальным проблемам радиофизики, которая раз в два года проводится в ТГУ по актуальным проблемам радиофизики (АПР).

У моих конференций высокий международный авторитет, а у РФФ хорошая команда, так что такой союз вполне логичен, кроме того, что и по тематике обе конференции имеют значительное пересечение.

Цель – расширение международного сотрудничества ТГУ по направлениям — электроника, фотоника и возобновляемая (альтернативная) энергетика.

Отмечу важность работы в этом направление: есть выход на передовые международные компании и ведущие зарубежные университеты по приоритетным направлениям, а именно в этом направлении российским университетам нужна поддержка в развитии инновационной деятельности. К этому постоянно призывает Министерство образования и науки РФ.

И как развивается сотрудничество?

– Есть взаимопонимание, однако для выхода на новый уровень нужна длительная работа. Перспектива такая: необходимо время для того, чтобы «созрели» совместные научные проекты, появились гранты международные, условия для создания новых центров и лaбораторий. Надеюсь, что интересные проекты заинтересуют ведущих ученых из других стран, и их удастся привлечь к совместной работе с учеными в Томске. Очень важный компонент: усиление инновационной деятельности, а это выход на большую промышленность, электронику.

Наша научная конференция – это, по определению, мостик в крупные блоки индустрии. Стараемся усилить взаимодействие с инновационным управлением ТГУ, которое возглавляет проректор Константин Беляков. В рамках этой конференции хотим провести сателлитное совещание по высокотехнологичным инновациям, на котором будут представлены изобретения малых предприятий ТГУ.

Как следует из вашего рассказа, конференция ожидается обширная. Что в программе?

– В конференции будет три направления: образовательная часть, научные исследования , вопросы коммерциализации. Мероприятия образовательной части включают том числе, школу-семинар по программированию современных микросхем и компьютерной архитектуре. Организаторы школы-семинара – Юрий Панчул, сотрудник компании Imagination Technologies в Кремниевой долине, большой энтузиаст по содействию России по развитию передовых информационных технологий, и Станислав Шидловский, молодой талантливый ученый, профессор, и.о. декана факультета инновационных технологий ТГУ. В частности, это софт для смартфонов, роботов, самодвижущихся устройств, а цель школы – помочь инженерам и студентам России сразу выйти на мировой уровень, на котором работают известные компании.

Вами, другими нашими бывшими соотечественниками движут только тёплые чувства к России или что-то ещё?

– И то, и другое. Если бы просто ностальгия, то у нас в Миннесоте, где много эмигрантов, есть клубы самодеятельной песни, русские театры. Люди встречаются, общаются, ездят к родственникам. С ностальгией нет проблем… А в моей карьере так сложилось, что во время шестилетней работы на «Мотороле» были совместные проекты с Курчатовским институтом и учеными Сарова. По моим направлениям – изучение структуры материалов, компьютерное моделирование – я работал над проектами вместе с коллегами в России. После того, как «Моторола» по существу развалилась, я продолжил сотрудничество с российскими учеными уже в Университете Штата Аризона, а недавно вместе с группой единомышленников мы открыли российско-американскую торговую палату в Миннесоте.

А как вы попали в США?

– В 1995 году я приехал в университет Флориды. Два года работал там в химическом департаменте, после чего и получил приглашение в компанию «Моторола». Я занимаюсь компьютерным моделированием материалов, и нам, компьютерным химикам, относительно легко переквалифицироваться с одного прикладного направления на другое, с одних материалов на другие. Все материалы состоят из одних и тех из одних «кирпичиков» (атомов), и если знаешь основы квантовой механики молекул и материалов, то легко менять направления работы. Я занимался изучением биологических молекул, высокоэнергетических материалов и полупроводников. Научился быстро осваивать новые области науки, оценивать качество научных работ и изобретений, что помогает в редакторской и экспертной деятельности. Я занимаюсь, в том числе, издательской деятельностью, выпускаю книги, сборники. После каждой нашей конференции выходит книга и один-два спецвыпуска международных реферируемых журналов.

И после конференции радиофизиков ТГУ также ожидается выпуск книг, журналов?

– Планируем, что материалов будет много, и мы издадим книгу в издательстве Шпрингер, сборник статей в журнале Nanotechnology, IoP, номер журнала «Физика вузов» и сборник по материалам школы-семинара.

Вам со стороны виднее, почему в нашей стране «пробуксовка» по многим направлениям? Много умных голов, образование неплохое, есть желание изменить жизнь в стране к лучшему, но вот бедных – несколько миллионов….

– Главные причины неоднократно назывались в печати – это коррупция, жуткая бюрократия и недостаток финансовых средств. Бюджет университета Штата Аризона, например, превышает 10 миллионов долларов в день! Поэтому неудивительно, что много умных молодых людей не видят в России для себя перспективы и уезжают – сначала работать, а потом и на постоянное жительство за границей.

У меня есть желание помочь региональным организациям, в том числе и с кадровым вопросом. Нужно понимание: перспективных людей после учебы и стажировки за границей нужно обеспечить интересной и достойно оплачиваемой работой, под них готовить кафедры, места на предприятиях. Они много нового принесут. Надеюсь, что в Томске это получится: здесь много талантливых и грамотных специалистов и очень много людей, любящих свой город, Сибирь. Мне кажется, что нужно расширять возможности: есть университеты, есть Особая экономическая зона… Нужно поддерживать и привлекать стартапы, в том числе из других регионов, стран, международных инвесторов. Многие это всё понимают, но в целом система, на мой взгляд, плохо работает по указанным выше причинам. А те, кто добивается успеха, сами шарахаются от сотрудничества с любыми государственными учреждениями.

Увы, многие выпускники российских вузов устраиваются на работу в иностранные компании как в России, так и за границей. Но чаще всего работа, которую можно получить молодым — позиции менеджеров по продажам. Далеко не всем удается работать по специальности, хотя хорошие фундаментальные знания и умение учиться помогают в любой деятельности. Россия теряет постоянно свой интеллектуальный ресурс! Если же молодёжь России будет знать, что их ждут в родной стране, то, по крайне мере, часть из них обязательно вернется.

А вас уже заинтересовали какие-то разработки томичей?

– Мы только начали эту работу, для коммерциализации за рубежом очень важны чистота и защищенность интеллектуальной собственности, а с этим в России как раз очень плохо. Например, есть серьезная проблема с патентами: те,что оформлены в России, часто не помогают, а наоборот, мешают или даже препятствуют проникновению на мировые рынки  (плохо оформлены, устарели, путаница с собственниками и т.д.). У меня есть несколько знакомых патентоведов и инвесторов, с которыми мы обсуждаем возможные проекты продажи и лицензирования патентов в США, где рынок большой, но очень динамичный. Конкуренция очень высокая. В Кремниевой Долине создают компании стоимостью в сотни миллионов долларов за несколько месяцев. Изобретатели и предприниматели приезжают туда со всего мира, в основном, айтишники, снимают гаражи, поскольку нормального жилья не хватает и цены зашкаливают. Но сейчас многие вещи можно делать дистанционно, если есть хорошие рабочие отношения и общая идея и цели, которые понятны и согласованы между ключевыми членами команды. Стартап – это в каком-то смысле, как лотерея: многие участвуют, единицы выигрывают. Как в песне АББА: «Winner takes it all!».

Я надеюсь, что наша конференция оправдает ожидания, как ее организаторов, так и участников.

Интервью: Тамара Дроздова.

Предыдущая статьяНорвегия становится ближе
Следующая статьяКак сделать заменители костей и сосудов прочнее