Необычный экспонат «посредника между мирами» можно увидеть в ТГУ
Музей археологии и этнографии им. В.М. Флоринского продолжает знакомить с интересными экспонатами своей коллекции, не вошедшими в постоянную выставку. В витрине проекта появилась бронзовая бляха, изготовленная в первом тысячелетии до нашей эры и символизирующая, по одной из версий, посредника между мирами.
Томский лингвист, этнограф и археолог Андрей Дульзон обнаружил пластину с изображением рогатого хищника в 1956 году на участке при въезде в Томск, с левой стороны от дороги, идущей от Коммунального моста к Лагерному саду, на террасе со стороны 10-го корпуса ТПУ. Эту находку ученые датировали VI–III вв. до н.э. и отнесли к так называемому скифо-сибирскому стилю.
Пластина представляет собой изображение хищника в профиль. Его морда приподнята, пасть открыта, глаз обведен овалом. Лапы две, с пятью когтями на каждой. Над спиной хищника располагаются ветвистые рога с пятью отростками.
Изображения хищника с оленьими рогами находят в это время на всем протяжении степного пояса Евразии. По словам ученых, вероятнее всего, этот сюжет заимствован кочевниками из Китая, поскольку ни в античном мире, ни на Ближнем Востоке такие изображения в то время не встречаются. В Китае же подобные сюжеты были известны в Чжоусское время (XI–III вв. до н.э.).
– В Китае образ хищника с рогами был известен как «дух – хозяин горных лесов». О таком зооморфном божестве в раннесредневековой антологии «Тайпин гуанцзи» сказано: «Когда тигру за тысячу лет, у него меняются зубы и отрастают рога». Таким образом, оленьи рога могут иметь значение статуса и возраста духа, – рассказывает магистрант исторического факультета Дмитрий Хаймин.
Китайский образ кочевники интерпретировали по-своему. По одной из версий, в образе рогатого хищника соединены два символа – олень, солнечное божество и представитель верхнего мира, и хищник, который связан с нижним миром. Таким образом, данное существо соединяло в себе символы двух миров и играло роль посредника между ними.
По другой версии, образ связан с выражением сюжета «благого терзания» хищным зверем травоядного. Он отражает представления о единстве составных частей природы, о ее вечном возрождении. Сцена терзания – некий мировой принцип круговорота жизни и смерти.
Скифо-сибирский мир географически охватывал регион от Дуная на западе до Ордоса (Монголия) на востоке, от пустынь Средней Азии до южных границ сибирской тайги. Образование скифо-сибирской общности явилось отражением изменений, произошедших в обществе в первые века I тыс. до нашей эры. В области экономики эти изменения связаны, прежде всего, с появлением железа и кочевого скотоводства. Это эпоха разложения первобытного строя и начала складывания государственности, время резкого усиления значимости военных действий, которые постоянно велись населением. Схожие формы социального развития народов, проживающих на этой огромной территории, дали базу для развития схожего мировоззрения, которое нашло выражение в материальной культуре.
Марина СЕНИНГ