Мир виртуальный, угрозы реальные

6

По данным социологов ТГУ, 17% томских школьников сталкивались с травлей в Сети

Студенты философского факультета ТГУ под руководством заведующего кафедрой социологии Виталия Кашпура провели исследование на тему: «Отношение к безопасности поведения старшеклассников в Интернете». Социологи выяснили, что школьники опасаются виртуальных угроз, однако в случае столкновения с «темными сторонами» Интернета чаще всего не обращаются за помощью к взрослым.

Исследование было проведено методом анкетирования среди учеников 9–11-х классов Томска, Северска и Томского района. Всего был опрошен 751 старшеклассник. Ранее социологи ТГУ провели опрос среди родителей, который выявил, что томские мамы и папы мало знают о виртуальной жизни своих детей.

– Исследование показало выявленный еще в прошлом году разрыв между родителями и детьми. Проблема отцов и детей – вечная, но здесь она усугубляется неравенством цифровых компетенций. У родителей нет модели решения проблем, которые могут возникнуть у их детей в Интернете, – отметил Виталий Кашпур.

Согласно результатам исследования, все старшеклассники имеют доступ в Сеть, при этом половина опрошенных проводит там ежедневно не менее 3 часов, а 22% – более 10 часов. При этом 82% опрошенных заявили, что их действия в Интернете не контролируются родителями. Если контроль и есть, то он выражается в пассивных формах – ограничении времени пребывания и отслеживании активности. Более технологически продвинутые способы – например, программы родительского контроля – применяет только 1 процент мам и пап.

Основные цели выхода в онлайн у старшеклассников – общение и развлечение, при этом 28% интересуются образовательной тематикой. Один из лидеров в опросе по посещаемости – сайт ЕГЭ, однако часто школьники посещают юмористические ресурсы, торговые площадки и «Википедию». Исследование выявило и негативный опыт пребывания в Сети: 8% опрошенных заявили, что сталкивались со случаями шантажа, 17% – с коллективной травлей (буллингом), а 13% – с вовлечением в группы, пропагандирующие жестокость и насилие.

– Результаты исследования показывают, что в случае попадания в неприятную историю в Сети школьники скорее ориентируются на свои собственные силы или на помощь сверстников, но не взрослых. Только 21% попросит помощи у родителей, 4% – у правоохранительных органов, 1% – у учителей. Такая линия поведения может не столько разрешить проблемы, сколько усугубить их, – подчеркнул Виталий Кашпур.

Он отметил, что при этом томские школьники в целом осведомлены о юридических последствиях противоправного поведения в Интернете. Так, большая часть в курсе о существовании ответственности за нарушение авторских прав, разжигание межнациональной вражды, распространение сведений об изготовлении взрывных устройств. В меньшей степени школьники осведомлены, что ответственность предусмотрена за публичные оскорбления, и совсем немногие – что использование нецензурной лексики также наказуемо.

– Тема поведения в Сети, безусловно, требует дальнейшего исследования, но продолжение мы видим в привлечении больших данных, чтобы не только мнения собирать, но и изучать реальное поведение в социальных сетях, – добавил Виталий Кашпур.

Добавим, что данные исследований будут использованы для создания методических материалов для детей и родителей по безопасному поведению в Интернете.

Елена КИРСАНОВА