Радар для беспилотников

8

Разработка магистранта ТУСУРа Алексея Залевского научит дроны ориентироваться в пространстве как летучая мышь

Сегодня беспилотные летательные аппараты получают все большее распространение и находят свое применение во многих сферах деятельности. Картография, мониторинг территорий, сельскохозяйственных и лесных угодий, трубопроводов, охрана объектов, поисковые и спасательные работы – здесь беспилотные летательные аппараты используются уже достаточно активно.

Беспилотники, осуществляющие поиск, мониторинг и охрану, оснащены в основном фото- и видеокамерами и приборами ночного видения. Эти приборы имеют достаточно серьезные ограничения по дальности действия и по погодным условиям: фото- и видеокамера может обеспечить хорошее качество изображения только в условиях хорошей видимости. Снег, дождь, туман, задымленность снижают возможность получения качественных снимков. Также очень важно, чтобы камеру не трясло, что с увеличением высоты и скорости полета обеспечить сложно: беспилотник раскачивается на ветру, и изображение «плывет».

Магистрант кафедры телекоммуникаций и основ радиотехники Алексей Залевский уверен, что его проект позволит решить эту проблему:

 

– Я бы сравнил нашу разработку с системой ориентации в пространстве летучей мыши. У этих животных зрение дополняется своеобразной системой «эхолокации». Благодаря использованию двух систем, летучие мыши хорошо ориентируются в пространстве и днем, и ночью. Так вот, мы предлагаем дополнить «глаза» беспилотника – камеры, системой радиолокации – радаром, который позволит получать информацию вне зависимости от условий видимости на расстоянии 2 км. Использование малошумящих современных компонентов позволит увеличить дальность обзора без увеличения затрат энергии. Это значит, что установка дополнительного оборудования не повлияет на характеристики полета и не сократит время работы дрона, – говорит Алексей Залевский.

Разработчики ориентированы на то, что радар будет применятся в БПЛА малых размеров – такие аппараты наиболее финансово доступны для большинства организаций. Масса полезной нагрузки таких аппаратов – не более 2 кг, поэтому разработчики создали радар массой менее 1 кг. Максимальная скорость полета БПЛА, при которой радар способен обеспечить качественную информацию – 125 км/ч.

В настоящее время реализованы алгоритмы обработки сигналов, создана программа моделирования, позволяющая воссоздавать объекты с поверхности местности по отраженным сигналам от них. Выполнена приемная часть радиомодуля, сейчас ведется работа над передающей.

Алексей Залевский ведет свою научно-исследовательскую работу в СКБ «Связь» под руководством доцента кафедры ТОР, руководителя СКБ «Связь» Андрея Александрович Гельцера.

Разработчики уверены в хороших перспективах своего проекта, ведь прямых аналогов продукту на российском рынке нет. Эту уверенность поддержали и эксперты регионального этапа конкурса УМНИК, рекомендовав проект для финансирования региональным жюри, утверждение результатов конкурсной комиссией Фонда будет принято в январе 2017 года.

Галина СТАВСКАЯ