Открыл дорогу в космос

9

12 января исполнилось 110 лет со дня рождения Сергея Павловича Королёва, учёного, Великого конструктора космических кораблей

«Мамочка, дай мне две простыни, только крепкие, новые, не пожалей», – однажды в детстве попросил Серёжа Королёв. Он верил, что сделает крылья и с их помощью взлетит, словно птица. Его мать, Мария Николаевна, благоразумно отговорила сына от такого эксперимента и пояснила, что у птиц крылья жёсткие, и с простынями он не полетит, а упадёт и разобьётся.

Главная черта – «стремление делать необычное».

Сергей Павлович Королёв с юных лет был неравнодушен к небу. Детское любопытство постепенно переросло в страстное желание самому подробно разобраться в механизмах, в стремление построить летательный аппарат. Его первый проект планера был принят в Обществе авиации и воздухоплавания Украины и Крыма, когда юноше едва минуло 17 лет.

Всю свою жизнь Сергей Павлович беззаветно посвятил самолёто- и ракетостроению. Он много и усердно трудился, в поисках истины стремился открывать всё новые двери, добивался осуществления таких планов, которые другим могли показаться фантастическими. Под его руководством состоялся запуск первого спутника Земли, была разработана пилотная программа изучения Луны, впервые человек побывал в космосе. Он стал первопроходцем, основоположником практической космонавтики, который решился сделать то, о чём, казалось, можно было лишь мечтать.

Академик Борис Раушенбах считал главной чертой Сергея Павловича «стремление делать необычное». Мечты Королева воспринимались современниками как смелые, даже дерзкие, подчас романтические или утопические, но каждый раз он доказывал, что все они достижимы и осуществимы. Покорив очередную вершину, Сергей Королёв с не меньшим энтузиазмом брался за новое дело, подчас ещё более сложное, необычное и рискованное.

Талантливый конструктор постоянно генерировал новые идеи, разрабатывал инновационные проекты. Он умел увлечь окружающих своими мечтами и замыслами, коллеги легко поддавались его человеческому и исследовательскому обаянию. Сергей Павлович никогда не стремился выполнять работу за исполнителей, не заставлял их слепо подчиняться командам. Его целью было дать простор для проявления инициативы. Т каждого требовал высочайшей ответственности и самоотдачи. Такая организация труда помогала решать самые сложные задачи. Обладая редким даром- сплачивать коллектив, Королёв мог связать работу тысяч людей разных профессий. В итоге под его руководством были преодолены сложные рубежи, взяты считавшиеся недостижимыми высоты.

«В истории развития отечественных ракет по размеру сделанного в их развитие вклада Сергей Павлович занимает первое место после Циолковского» — из доклада академика В.П. Глушко

«Рабочий космоса в три смены»

Он лично принимал во всём участие, огорчался неудачам, но всегда с надеждой и оптимизмом смотрел в будущее. Коллеги, отмечая его рвение к работе, прозвали Королёва «рабочим космоса в три смены»: Сергей Павлович сутками не покидал стартовую площадку, подготавливая ракету к пуску. Такое отношение к делу вдохновляло соратников, которые, несмотря на то, что были загружены до предела, и не думали отступать.

Сергей Павлович тепло относился к друзьям, разделял с ними радостные и горестные минуты, поддерживал в трудные моменты жизни. Он всегда помнил тех, кто поддержал его в тяжёлые дни, и старался отвечать на добро взаимностью.

Его отличала решимость, невероятная трудоспособность и любовь к делу. Королёв был очень требователен к себе, строг с подчинёнными, но они знали, что в случае неудачи он возьмёт на себя всю вину.

«Главный», как часто называли конструктора Королёва на работе, прослыл человеком вспыльчивым, но отходчивым. Он реагировал на задержку работу так, будто его задели за живое. Часто грозил подчинённым увольнением, делал выговоры, но все понимали, что это делалось ради поддержания дисциплины.

Несмотря на то, что у Королёва была репутация грозного начальника, люди не боялись обращаться к нему с простыми житейскими просьбами, зная, что он выслушает и постарается помочь. Сергей Павлович заботился о подчинённых, по личным просьбам принимал по 30–35 человек в день и не уходил с рабочего места, пока не выслушает всех. Такое сочетание качеств справедливого, требовательного руководителя и заботливого, тонко чувствующего человека способствовало успеху дела и укрепляло авторитет Королёва.

Он всегда спешил. Берёг каждую минуту, боялся что-то не успеть. Может, предчувствовал, что отведено ему в этом мире не так много времени, всего лишь 59 лет.

При жизни имя Королёва было засекречено, не упоминалось в новостях ни при запуске первого спутника, ни при полёте Юрия Гагарина. Однако совсем не говорить о столь значимой фигуре , естественно, было невозможно. Поэтому в СМИ Сергея Павловича окрестили Клавным конструктором.

Жителям СССР и всему миру было интересно, кто же этот загадочный гениальный человек, совершивший столь значительный прорыв в освоении космоса. Лишь после смерти его имя предали огласке – стали называть им улицы, космические тела и другие объекты; строить памятники и открывать музеи. В 1995 году в его честь переименовали подмосковный Калининград в Королёв, где академик долгое время жил и работал.

…Королёв предвидел практическое применение космнавтики землянами. Как и полагал Главный конструктор, спутники ретранслируют радио, телевидение и телефонную связь, с их помощью рассчитываются прогнозы погоды . Сбылись и другие его мечты: была совершена и мягкая посадка на Луну, и стыковка двух космических аппаратов на орбите, и многое- многое другое. Никогда не будет забыт мечтательный гениальный конструктор, сумевший воплотить свои идеи в жизнь и вдохновить ими поколения людей…

 (из книги «Сергей Павлович Королёв» Анастасии Кальян, Лидии Атлановой (серия «Великие умы России»)

 Подготовила Тамара ДРОЗДОВА